Назад Четвёртый сегмент автосервисного рынка

Если вооружиться результатами статистических исследований и присмотреться к рынку автосервисных услуг повнимательнее, мы увидим следующих основных игроков в этом бизнесе:

  • авторизованные дилеры (официальные представители заводов-изготовителей, уполномоченные на продажу автомобилей и запасных частей, техническое обслуживание и ремонт автомобилей);
  • независимые автосервисы (выполняющие ремонт и обслуживание разномарочных автомобилей, которые, как правило, вышли из гарантийного срока обслуживания);
  • гаражные мастерские (отдельные мастера-умельцы, не обременяющие себя образованием юридического лица).

Сюда можно добавить также корпоративные ремонтные предприятия, но это не совсем бизнес, поскольку они работают для удовлетворения нужд крупных автоперевозчиков в ремонте собственного подвижного состава.

Таким образом, мы выделяем три основные сегмента с неоднородным распределением на рынке. Доля авторизованных дилеров в количественном отношении составляет около 10% (2 755 предприятий из 28 686, по данным АА "Автостат" и ФС Госстатистики). Чёткую грань между независимыми сервисами и гаражными умельцами затруднительно провести. В этом могут помочь результаты технического обследования рынка Москвы: соотношение находится в пропорции 60/30.

Стоит отметить, что наиболее технологично и профессионально вооружены авторизованные дилеры. Это означает, что они могут обеспечить самое качественное обслуживание представленных ими брендов. Но вместе с тем, это откровенно мало, чтобы охватить ремонтом автомобильный парк России, который уже превысил цифру 41 миллион единиц (по данным на начало 2009 года). Ситуацию осложняет то, что после окончания гарантийного срока обслуживания, а таких автомобилей в России становится всё больше (ныне - порядка 30 миллионов единиц), автовладельцы перемещаются в независимый сектор, где правила игры и условия соблюдения качества работ не очевидны. Представляете, проходит 2...3 года гарантии, и обслуживание автомобиля уходит в своеобразную стихию, которая занимает 90% рынка!

Если это положение вещей как-то соотнести с уровнем аварийности на дорогах, то мы получим довольно тревожную картинку. По данным ГИБДД, в ходе проведения технического осмотра транспортных средств каждая десятая машина имеет неисправности, угрожающие безопасности дорожного движения. При контроле на линии к административной ответственности привлекается свыше 5 миллионов водителей, управляющих ТС с подобными неисправностями. И в итоге получается, что суммарный объём неисправного транспорта с угрозами для жизни и здоровья людей, составляет 7,8 миллиона единиц, или 27% от общего числа осмотренных ТС (по данным 2009 года). Каждая четвёртая машина!

Безусловно, эти проблемы нельзя полностью относить на систему автотехобслуживания, поскольку многие автовладельцы всё ещё продолжают чинить свои средства передвижения самостоятельно. При этом кто-то, вероятно, вообще ограничивается минимумом работ по уходу за автомобилем, и в лучшем случае меняет только моторное масло и масляный фильтр. Но в целом ситуация такова, что:

  1. эксплуатация транспортных средств в технически исправном состоянии требует системного реформирования; и
  2. реформирование должно основываться на изменении подхода к организации послепродажного обслуживания автотранспорта, особенно в послегарантийный период.

В соответствии с общепринятыми нормативами, на один автосервис должно приходиться 750 эксплуатируемых автомобилей. В Европе это соотношение находится в пределах 1:600, поскольку на 350 000 автосервисных предприятий приходится 205 миллионов эксплуатируемых автомобилей (по данным эксперта-международника В.В.Волгина). В России этот показатель в двукратном размере отстаёт от нормативной цифры - 1 предприятие ТО и ремонта : 1 436 ТС. При этом данное соотношение грозит ещё большим разрывом с учётом прогнозной оценки объёма автомобильного парка России к 2010 году – 52 миллиона ТС. Так что количество автосервисов в России надо увеличивать! Иначе мы столкнёмся с таким же бедствием, как пробки из-за неразвитой дорожной инфраструктуры.

Ещё одно ограничение - это то, что автодилеры продолжают ориентироваться на продажу автомобилей, как на свою основную задачу. Правда, справедливости ради, надо отметить, что в кризисное время акцент стал смещаться-таки в сторону оказания услуг по ТО и ремонту. С другой стороны, в силу сложившихся условий предоставления дилерства автомобильными компаниями, нормативно-техническая документация по ремонту автомобилей дальше дилеров не уходит. За исключением нескольких брендов, которые охотно распространяют НТД и среди независимых сервисов - например, АО "АвтоВАЗ". Предприятиям техсервиса, которые ремонтируют послегарантийные машины, приходится выкручиваться. В отсутствие заводских методик и правил ремонта, ценные сведения берутся буквально отовсюду - Интернет, книжные магазины, собственные эксперименты на автомобилях.

С запасными частями тоже всё понятно: как правило, в маленьких мастерских своего склада не держат, поэтому предлагают клиенту привезти с собой запчасти, купленные в магазине или на рынке. Да и сами автосервисы пользуются таким же способом, обращаясь в процессе ремонта в ближайшую торговую точку. При этом, желание сэкономить на стоимости ремонта приводит к тому, что расходники и запчасти выбираются исходя из цены, а не качества.

Уровень подготовки и система повышения квалификации персонала для предприятий техсервиса - это притча во языцех. Ну нет у нас в России по-мировому оснащённых учебных заведений, которые могли бы готовить специалистов, способных ремонтировать современные автомобили. Материальная база не та, да и федеральные государственные образовательные стандарты безнадёжно устарели. Дилеры подтягивают компетенции сотрудников в своих учебных центрах. А независимым где ликвидировать данный пробел?

Так что же в итоге делать?

Ассоциация НАПТО предлагает решение проблемы в вовлечении предприятий независимого автосервисного сектора в качественный авторемонт в соответствии с теми же процессами, которые используются в сервисно-сбытовых сетях заводов-изготовителей. А именно:

  • внедрение и исполнение стандартов и правил предпринимательской деятельности;
  • применение современных технологий ремонта и обслуживания, технической информации и программного обеспечения, рекомендованных автопроизводителями;
  • открытие доступа к специализированному инструменту и оснастке;
  • включение в каналы поставки запасных частей и расходных материалов подтверждённого качества;
  • регулярное повышение квалификации руководящего и технического персонала в передовых учебных центрах (можно с использованием интерактивных методик).
Печать PDF