Назад НАПТО о сертификации услуг по ТОиР

Как-то так получается, что второй раз подряд нажимаю на кнопку Истории. Года два назад рассуждали на тему развития саморегулирования в России, в аккурат в момент становления данного института управления экономикой. Проводились параллели с методами государственного менеджмента. Один из них - регулирование рынков через механизмы лицензирования и сертификации.

Оба механизма в сфере оказания услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств умерли. Но эти жернова фактически живы в автодилерском сегменте. Здесь регулятором по сути является завод-изготовитель автомобильной продукции. Он, будем проводить аналогии с Постановлением Госкомитета РФ по стандартизации и метрологии от 6 апреля 2001 года № 33 (а что, история, так история!) "О принятии и введении в действие правил сертификации услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств" (*) - как Госстандарт России (в существовавшей тогда, 10 лет назад, терминологии).

В Организационной структуре Системы сертификации должен быть ЦОС - Центральный орган Системы. Его функции в данном случае выполняет Дистрибьютор, он же генеральный Импортёр. Главная задача - выработать правила сертификации (аналог - требования к потенциальному Дилеру по организации продажи и послепродажного обслуживания автомобилей) и на основе действующих стандартов автопроизводителя провести селекцию желающих представлять бренд на российском рынке. По аналогии с государственной системой роль органов по сертификации услуг (работ) в дилерской схеме - это, вероятно, Департаменты по развитию дилерской сети типа Sales/Aftersales Network Development Department.

В Общих положениях Постановления Госстандарта сказано о том, что при сертификации, цитирую дословно, -

"- проверяются характеристики услуг (работ) и используются методы проверок, позволяющие:

 - провести идентификацию услуги (работы), в том числе проверить её принадлежность к классификационной группировке в соответствии с нормативными и техническими документами;

полно и достоверно подтвердить соответствие услуги (работы) требованиям, направленным на обеспечение её безопасности для жизни, здоровья и имущества потребителя, окружающей среды, установленных в нормативных документах, регламентирующих эту услугу (работу)."

Дистрибьютор в данном случае заботится об имидже бренда, обеспечении конкурентоспособности среди "одноклассников" и об исключительном завоевании рынка. Стало быть, продажу и обслуживание бренда должны проводить компетентные специалисты на современной производственной базе. Ну и снижение до минимума риска причинения вреда небрежным обслуживанием автомобилей - тоже не пустой звук для уполномоченного продавца, надо думать.

Порядок проведения сертификации также идентичен алгоритму присвоения дилерского статуса. В нормативном документе 2001 года про сертификацию это звучит так:

  • подача заявки на сертификацию;
  • рассмотрение и принятие решения по заявке;
  • оценка соответствия услуг (работ) установленным требованиям;
  • принятие решения о выдаче (отказе в выдаче) сертификата соответствия;
  • выдача сертификата соответствия и лицензии на применение знака соответствия;
  • инспекционный контроль за сертифицированными услугами (работами).

Нечто похожее у автомобильных дилеров, если не ошибаюсь.

К чему всё сказанное?

Очень много параллелей между двумя процессами. Всё объективно - в нормативном поле закрепляются требования, обеспечивающие безопасность оказания услуг по техобслуживанию и ремонту автомобилей, а также предупреждаются действия, которые могут ввести в заблуждение потребителей услуг. В случае несоответствия услуг (работ) установленным требованиям, отказа держателя сертификата от проведения инспекционного контроля орган по сертификации может приостановить или отменить действие сертификата соответствия и лицензии на применение знака соответствия. В дилерском сообществе данные события означают лишение заветного статуса.

Разница же состоит в том, и это принципиальный момент, что дилерский контракт - это внутренний документ Дистрибьютора, не всегда объективно соответствующий ГК РФ (**). А рынку нужен нормативный документ, который прозрачно и исчерпывающе отразит все требования и условия по работе в авторизованном сегменте. В том числе и для независимых автосервисов, желающих примерить на себя статус уполномоченного авторемонтника.

Примечания:

(*)
Постановление Госстандарта от 6 апреля 2011 года № 33
утратило силу Постановлением этого же ведомства от 8 октября 2003 года № 110 "Об отмене нормативных документов по обязательной сертификации" (в связи с вступлением в силу Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ "О техническом регулировании").

(**)
ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РФ, Статья 421. Свобода договора

Статья 421. Свобода договора 

1. Граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

2. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами.

3. Стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.

4. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).

В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диапозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диапозитивной нормой.

5. Если условие договора не определено сторонами или диапозитивной нормой, соответствующие условия определяются обычаями делового оборота, применимыми к отношениям сторон.

Печать PDF