Назад Совершенствование нормирования на окружающую среду и введение мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий

07.10.2011 года в Государственной Думе РФ рассмотрен и принят в первом чтении проект Федерального Закона № 584587-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования нормирования на окружающую среду и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий»  

ВЫДЕРЖКИ ИЗ ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЧАСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НОРМИРОВАНИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ И ВВЕДЕНИЯ МЕР ЭКОНОМИЧЕСКОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ ДЛЯ ВНЕДРЕНИЯ НАИЛУЧШИХ ТЕХНОЛОГИЙ"

Законопроект направлен на совершенствование системы нормирования воздействий на окружающую среду, что обусловлено необходимостью формирования сбалансированной экологически ориентированной модели развития экономики и экологически конкурентоспособных производств.

Целями проекта Федерального закона являются формирование новой системы нормирования воздействия на окружающую среду, предусматривающей установление оптимального соотношения мер государственного регулирования при осуществлении хозяйственной и иной деятельности и позволяющей снизить негативные воздействия до уровней, соответствующих наилучшим экологически безопасным мировым технологиям, а также введение методов экономического стимулирования хозяйствующих субъектов, осуществляющих мероприятия по снижению негативного воздействия и применяющих наилучшие технологии.

Для реализации намеченных целей предлагается осуществить:

  • дифференциацию предприятий по значимости воздействия на окружающую среду и применение к ним пропорциональных мер государственного регулирования;
  • создание основ технологического нормирования и установление области его применения, закрепление основных понятий, принципов внедрения и регулирования наилучших существующих технологий в Российской Федерации;
  • устранение пробелов в правовых нормах установления временных нормативов (лимитов) выбросов и сбросов загрязняющих веществ и планов поэтапного снижения загрязнения;
  • введение методов экономического стимулирования хозяйствующих субъектов, применяющих наилучшие существующие технологии
  • закрепление поэтапного перехода к новой системе нормирования в области охраны окружающей среды

В целях оптимизации системы мер государственного регулирования в области охраны окружающей среды законопроектом предлагается, исходя из устанавливаемых Правительством Российской Федерации критериев, определить три категории объектов хозяйственной деятельности: экологически опасные объекты, объекты, оказывающие умеренное воздействие, и объекты, оказывающие незначительное воздействие.

В отношении экологически опасных объектов предусмотрено установление нормативов допустимых выбросов, сбросов загрязняющих веществ комплексными разрешениями вместо действующих в настоящее время индивидуальных разрешений, осуществление государственного экологического контроля на федеральном уровне, а также проведение государственной экологической экспертизы.

В отношении деятельности на объектах, оказывающих умеренное воздействие, предусмотрено представление в установленном порядке деклараций о планируемых объемах выбросов, сбросов загрязняющих веществ, в состав которых включаются расчеты по утвержденным методикам нормативов допустимых выбросов, сбросов.

В отношении деятельности на объектах, оказывающих незначительное воздействие, предусмотрено представление отчетности об объемах фактически осуществленных ими выбросов, сбросов загрязняющих веществ в уведомительном порядке.

Данная система позволяет исключить дополнительные согласования и получение разрешительных документов, снизить административные барьеры для небольших предприятий, одновременно усилить контроль за крупными предприятиями, являющимися основными источниками загрязнения окружающей среды.

В связи с исключением требований о получении экологических разрешений для подавляющего большинства субъектов предпринимательской деятельности законопроектом предлагается усовершенствовать государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, предусмотрев ведение государственной электронной информационной системы и определив требования к ее созданию и ведению.

В целях сокращения перечня загрязняющих веществ, подлежащих нормированию, на Правительство Российской Федерации возлагается полномочие по установлению исчерпывающего перечня нормируемых загрязняющих веществ, а также веществ, запрещенных к выбросам, сбросам в окружающую среду. Законопроектом определяются критерии разработки перечня загрязняющих веществ.

В целях обеспечения экологических требований, выполнение которых на современном уровне развития экономики технологически возможно с приемлемыми затратами, проектом Федерального закона закрепляются основы технологического нормирования на принципах наилучших доступных технологий.

Для наилучшей доступной технологии определяются показатели выбросов, сбросов загрязняющих веществ в расчете на единицу произведенной продукции, которые применяются в системе технологического нормирования для ряда экологически опасных объектов. Технологическое нормирование представляет собой определение системы технологических показателей наилучших доступных технологий, технологических условий и технологических нормативов для целей обеспечения комплексного снижения негативного воздействия объектов хозяйственной деятельности на окружающую среду.

Законопроектом определены состав и характеристика технологических нормативов, порядок определения индивидуальных технологических нормативов, основные методологические подходы и принципы внедрения наилучших доступных технологий, критерии определения и требования к составлению информационно-технических справочных документов наилучших доступных технологий. Законопроектом предлагается сохранить действующую систему поэтапного достижения нормативов выбросов и сбросов путем установления временно разрешенных выбросов, сбросов на период реализации планов мероприятий по снижению негативного воздействия. Срок его реализации устанавливается на период, не превышающий 7 лет (период инвестиционного цикла), и не подлежит продлению. Предлагается временно разрешенные выбросы, сбросы устанавливать в соответствии с фактическими объемами воздействия. В период выполнения планов объемы разрешенных выбросов, сбросов устанавливаются в соответствии со сроками и показателями снижения негативного воздействия, предусмотренными планом.

С целью повышения эффективности системы экологического контроля законопроектом предусмотрено установление требований к программам первичного учета и производственного экологического контроля с учетом дифференцирования в зависимости от категории объекта хозяйственной деятельности, а также представления отчетности субъектами предпринимательской деятельности об объемах воздействия на окружающую среду. Законопроектом предполагается оснастить отдельные стационарные источники выбросов, сбросов автоматическими средствами измерения и учета объема выбросов, сбросов и концентрации загрязняющих веществ, а также техническими средствами передачи информации в государственную автоматизированную систему экологического контроля.

Проектом Федерального закона уточнены положения статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды", введены дополнительные статьи, устанавливающие понятия плательщиков платы за негативное воздействие на окружающую среду, порядок определения платежной базы, порядок исчисления и корректировки платы, порядок и сроки ее внесения.

Стимулирующими снижение загрязнения окружающей среды мерами является предусмотренное законопроектом предоставление льгот по плате за негативное воздействие:

  • установление порядка корректировки платы за негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с которым из рассчитанной суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду вычитаются фактически произведенные плательщиком затраты на осуществление мер по снижению воздействия на окружающую среду;
  • отказ от взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду при применении наилучшей существующей технологии.

Одновременно законопроектом предлагается ужесточить экономические санкции к хозяйствующим субъектам, осуществляющим хозяйственную деятельность с превышением нормативов допустимого воздействия, введя по истечении 3 лет с момента вступления Закона в силу коэффициенты к ставкам платы за негативное воздействие 25 и 100 вместо применяемых в настоящее время 5 и 25.

В целях экономического стимулирования внедрения наилучших доступных технологий и осуществления мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду субъектами предпринимательской деятельности законопроектом предусмотрено внесение изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части:

  • уменьшения налогооблагаемой базы за счет отнесения расходов на содержание и эксплуатацию оборудования к материальным расходам, которые не облагаются налогом на прибыль;
  • представления инвестиционных налоговых кредитов с полным возмещением затрат на уплату процентов;
  • применения дополнительного коэффициента 2 к норме амортизации оборудования.
Печать PDF